Департамент культуры и молодежной политики Администрации г. о. Самара

Самарский Театр Кукол "Лукоморье"

Самарская газета «Лукоморье». Не только сказки

image001

Театр кукол под таким названием недавно получил статус муниципального. Гость номера — его создатель, художественный руководитель, актер и режиссер Лев Митрофанов.
— Как 14 лет назад вы создали театр «Лукоморье»?
— После окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии я работал режиссером в нескольких российских театрах кукол. В Иркутске, например, был и замечательный художник, и труппа неплохая, и здание театра удобное, и спектакли получались… И все же в 1994 году я вернулся в Самару. Здесь в одном молодежном центре со студентами педагогического института поставил свой первый «независимый» спектакль.

Независимый от репертуарной политики, от планово-производственного процесса работы над спектаклем, который часто низводит самые прекрасные замыслы к схеме обозначения. С художником Марией Митрофановой своими руками мы делали и переделывали декорации и кукол, пока не находили на репетициях с актерами единственно верный и выразительный вариант. В результате усилия всех участвующих в процессе создания спектакля — режиссера, художника, актеров — были согласованы, едины и проверены на планшете сцены в действии. И это особенно важно в искусстве театра кукол, в отличие от драматического театра, где актер, в любом костюме и гриме, волен сам управлять своими руками и ногами. Пластика же куклы программируется для определенных физических действий. Получилось так, что всегда было органично для актера-кукольника — делая куклу, он уже репетирует, вживается в нее, вживается в образ, который визуально выражает кукла. В работе над этим спектаклем и возникла мысль о театре, пока еще без названия. 

— Идеи — это замечательно. Но нужны помещение, куклы, декорации, актеры…
— Как я уже сказал, куклы материальны и рукотворны. Актеры иное. Но, к счастью, вскоре я встретил в Самаре актеров, которые своим спектаклем «Городок в табакерке» рассказали мне о таком же театре, о котором мечтал и я. Актеры Ирина Петрова и Сергей Медведев необыкновенно мастерски разыграли совсем непростую историю Одоевского о музыкальной шкатулке, которая в их спектакле превратилась в символ некоего бытия. Это было открытие. Искусство театра кукол — искусство символа. Ирина и Сергей к этому времени имели высшее специальное образование. Ирина окончила Ленинградскую театральную академию, Сергей — самарскую, оба по специальности «актер театра кукол». И сегодня они составляют основу нашей труппы.

image002

— Как вы для себя объясняете, зачем вы этим 14 лет занимаетесь?
— Для себя я никогда это не объяснял. Разве что теперь. Я занимаюсь ремеслом, которое нравится мне и, смею надеяться, доставляет некоторую радость зрителям.

— Как театр «Лукоморье» получил статус муниципального?
— Не вдруг. С 1999 года мы сделали десять спектаклей. Активно работаем в детских садах и школах. Участвовали в многочисленных фестивалях как в России, так и за рубежом. Принимаем участие в различных городских мероприятиях. Последним аргументом, очевидно, стала премьера спектакля «Маленький принц», который мы сыграли в Богом намоленных стенах Детской картинной галереи под руководством Нины Иевлевой. Здесь «Принца» увидела советник главы Самары Алла Демина. Понравился этот спектакль и представителям городского департамента культуры, которые и завершили чудо нашей муниципализации. Всем им низкий поклон от коллектива театра.

— Что вы ожидаете от этого статуса?
— Не много, не мало. Во-первых, заинтересованного в нашем театре учредителя, с помощью которого мы сможем выпускать новые спектакли в более короткие сроки. Я имею в виду привлечение к созданию спектакля определенных специалистов: художников, музыкантов, конструкторов, портных и т.д. Во-вторых, свое помещение, что позволит театру более качественно показывать свои спектакли, в отличие от того, когда мы играем на необорудованных площадках в детсадах и школах.

— Что в основе репертуара?
— Классика. «Городок в табакерке» Одоевского, «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина, «Петрушка» — традиционный фольклорный материал, «Слоненок» Киплинга, народная сказка «О Марье-красе и Змее Горыныче», «Снегурочка», «Маленький принц» де Сент-Экзюпери. Мы стараемся заинтересовать своими спектаклями и взрослых, в сопровождении которых дети приходят на спектакли.

image004

— Что для вас главное в спектакле?
— Интересно делать спектакль не о том, как правильно чистить зубы. Нередко театры выбирают для постановки материал на уровне телевидения, в самом плохом его проявлении — ширпотреб. Может быть, я излишне консервативен, но есть вечные темы. Добро и зло. И для ребенка это совсем не банально.

— Расскажите о предстоящей премьере.
— Мы готовим спектакль по сказке Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Пушкина сложно ставить. В тексте много глаголов, они ведут действие сюжета — поэтому его интересно читать. Но в спектакле всегда есть визуальный ряд. Как это соединить? Иллюстрация тексту Пушкина не нужна, он самодостаточен. Возможно, опережать глагол происходящим на сцене? Или выстраивать параллельную действительность?
Важно понять замысел. Например название: Салтан — это отец, Гвидон — это сын и прекрасная царевна Лебедь. О чем это?

— Когда можно ждать выхода сказки?
— Надеюсь, в этом году.

— Художником-постановщиком является известный самарский эмальер Дина Богусонова. Как началось ваше сотрудничество?
— Моя дочь Маша, которая оформляла мои первые спектакли, окончила то же художественное училище, что и Дина. Маша уехала в Москву учиться в ГИТИСе на постановочном факультете, и я остался без художника. Первая, к кому обратился, была Дина, но тогда у нас не сложилось. Спустя время Дина и ее муж Станислав Михалев посмотрели мой спектакль «Маленький принц» и захотели поработать вместе. Я видел Динины эмали с мифологическими сюжетами и подумал, что стиль ее работы мне очень близок. А это очень важно, потому что в кукольном театре 90% зависит от художника.
Важно совпадение интересов и замыслов режиссера, художника, актера. Какая бы ни была хорошая кукла, в чьих-то руках она может не ожить. В плохом варианте режиссер толкует об одном, куклы выражают что-то другое, актер -третье.

— Что требуется от актера-кукольника?
— То, что хорошо для любого артиста. Верить и следовать предлагаемым обстоятельствам, иметь голову на плечах и владеть своим инструментом, будь то кукла или скрипка, ноги, голос или кисть в руках. Еще смелость и искренность.

— Можно сравнить нитки, за которые дергает артист-кукольник, со струнами инструмента?
— Да, если у этого артиста есть слух и он умеет играть на своем инструменте.

5-й театральный сезон

Ближайший спектакль

 

Дюймовочка

 

16 и 17 декабря

Начало в 11.00 и 13.00

 

 

 

 

 

 

Уважаемые зрители!

Билеты на наши спектакли можно забронировать и приобрести в кассе театра, а также в кассах BILETSAMARA

           Ближайший 

          День Рождения

           Екатерина Суркова

        18 декабря


главный бухгалтер Екатерина Суркова

 

248x104

Яндекс.Метрика