Департамент культуры и молодежной политики Администрации г. о. Самара

Самарский Театр Кукол "Лукоморье"

Театр «Лукоморье» обретет свой дом Волжская коммуна

В Самаре появился еще один муниципальный театр — кукольный

image0033

«Закольцовка» сюжета
Заветная мечта актера, создателя театра «Лукоморье» Льва Митрофанова о «домашней» сцене вскоре свершится. В ближайшем будущем «Лукоморье» начнет обживаться в здании на улице Ленинской рядом с музеем им. Алабина. По словам режиссера, в этом небольшом домике, который город отдал театру, можно будет наконец забыть о многолетнем «передвижничестве».

«В новом пространстве мы сможем воплощать в жизнь наши идеи. Раньше об этом приходилось только мечтать, — отметил Лев Митрофанов. — Благодаря камерной сцене, думаю, каждая постановка будет больше, чем спектакль. Появятся новые возможности для сценографии, освещения, музыкального оформления наших «картин», ведь кукольный театр, по моему разумению, это ожившая живопись, поэтому в своих театральных работах мы всегда стараемся уйти от традиционной ширмы и свести к минимуму присутствие в постановочной «раме» актеров, то есть выводим кукол, как это и должно быть в этом виде искусства, на первый план, оставаясь в их тени».
Сегодня режиссер вместе с художником-постановщиком Диной Богусоновой и конструктором Станиславом Михалевым работает над новым спектаклем «Сказка о царе Салтане». Коллективу «Лукоморья», как никому другому, пушкинские сказки близки по духу. Как рассказал Лев Николаевич, в этой постановке действо разворачивается вокруг своеобразного вселенского образа мироздания, напоминающего яйцо. Несколько кукольных персонажей уже созданы и, можно сказать, живут своей жизнью. Причем все они отличны, не только по технике исполнения, но и по духовному наполнению образа. Кажется, что куклы из разных историй, но это только видимость.
«Дина Богусонова впервые в истории кукольного театра создала героев спектакля в технике сухого валяния. Ангелы – кружевные, а 33 богатыря – вязаные с применением смешанной техники, — пояснил режиссер. — Дело в том, что государства царя Салтана и Гвидона — как небо и земля, что мы и постараемся представить через материальную фактуру наших кукол». Коллектив надеется, что премьера сказки состоится уже в этом году на новой сцене. К слову, тот самый образ яйца волею судеб больше двадцати лет назад стал своеобразным зачином театра «Лукоморье». Лев Митрофанов с помощью своей дочери Марии, профессиональным театральным художником, дважды номинантом национальной премии «Золотая маска», в 1990 году поставил кукольный спектакль «Яйцо» по болгарской пьесе на сцене молодежного центра при авиационном заводе. Вот такая получилась «закольцовка» сюжета, к счастью, не конечная, а центростремительная на пути к воплощению авторского замысла.
Из затворничества на подмостки
К девяностым за плечами Митрофанова была многолетняя работа в областном театре кукол под руководством легендарного Романа Ренца. Актер окончил курс знаменитого режиссера на отделении «Артист театр кукол» при Куйбышевском музыкальном училище. Вместе с Ренцом он прошел такие известные спектакли, как «Оловянный солдатик», «Маленький принц», «Военная тайна», «Божественная комедия», «Вокруг да около эстрады», «451 градус по Фаренгейту».
«Мы все были влюблены в Ренца, ждали премьер, но хотелось нечто большего, ведь кукольный мир я видел по-своему, поэтому внутренняя свобода побуждала к поискам новых форм», — вспоминает Лев Митрофанов. Он понял тогда, что такую возможность ему может дать режиссура, поэтому в середине 1990-х окончил факультет театра кукол Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.
«Летоисчисление театра «Лукоморье» началось со спектакля «Яйцо». Потом вместе с Машей мы придумали «Сказку о рыбаке и рыбке», — поделился режиссер. — Мы сами создавали кукол – гапитных, петрушечных. Работая над ними, я вживался в их образ, чего не было в государственном театре, где производство кукол поставлено, что называется, на поток. Эти спектакли мы показывали в детских садах, на фестивальных площадках Самары и других городов страны. Эти работы увидели и в Германии. Мы дважды приезжали со своими постановками в Штутгарт».
Вспоминая ренцевского «Маленького принца», Митрофанов решил трактовать его по-своему. Он творил «принца» вместе со своей дочерью без малого восемь лет. В январе 2010 года премьера прошла в Детской картинной галерее на выставке детских рисунков по мотивам произведений Антуана де Сент-Экзюпери. В кукольном моноспектакле он выступил один во всех ролях — Принца, Летчика, Змеи и Лисы… Сложные сценические конструкции и кукольных героев (одних только Маленьких Принцев три) Митрофанов сделал своими руками. Теперь у «Маленького принца» и многих других творений Митрофанова есть надежда на дальнейшую сценическую жизнь, ведь спектакли, которые мучительно собирались несколько лет, заслуживают, чтобы их видели зрители.
Мастер-марионеточник, кукольник-затворник, загадочный одиночка, готовый ночи напролет трудиться над своими творениями в небольшой комнатке в обычной школе, где он руководил детской театральной студией, – такую роль Лев Митрофанов играет уже много лет, являясь уникальным персонажем в самарском театральном сообществе. Парадокс заключается в том, что его кукольные постановки известны в стране и за рубежом, они становятся событием в культурной жизни города, но по-прежнему остаются «террой инкогнито» для широкого зрителя Самары. Премьеры готовятся годами и показываются, увы, считанное число раз. Режиссер уверен, что с появлением своего дома эта удручающая ситуация изменится к лучшему, а самарцы, как взрослые, так и дети, обретут свое неповторимое «Лукоморье», куда захочется возвращаться снова и снова.

4-й театральный сезон

Уважаемые зрители!

Билеты на наши спектакли можно забронировать и приобрести в кассе театра, а также в кассах BILETSAMARA

 

 

 

 

248x104

Яндекс.Метрика